Воскресенье, 13.07.2025, 18:17 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Январь » 20 » Уровень притязаний :: Лабиринт хекхаузена
09:48

Уровень притязаний :: Лабиринт хекхаузена





Уровень притязаний характеризуется мотивацией достижения и является показателем самооценки, уровня Я. II. Теоретическая часть 2. Взаимосвязь уровня притязаний с другими психологическими характеристиками Одним из направлений анализа притязаний в связи с индивидуальными различиями является изучение корреляций параметров уровня притязаний со свойствами темперамента. Исследователи обращают внимание на зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, импульсивности, силы нервной системы и т.п. Я.Рейковский устанавливает, в частности, что занижение уровня притязаний характерно для т.н. перестраховщиков, отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью, нежели люди, избирающие цели на уровне фактического выполнения. Позиция перестраховщика, как он полагает, является показателем дефекта в структуре личности, такую позицию более часто определяет эмоция тревоги - ситуативной или пролонгированной. Связь между тревожностью и установкой перестраховщика регистрируется и в других работах. Очень низкие притязания фиксированы у людей с явной тенденцией избегания неудачи, которую Дж.Аткинсон прямо отождествляет с повышенной тревогой. Однако, по его же данным, при выраженной тревожности встречается и неадекватно завышенный уровень притязаний. Импульсивность имеет коррелятом завышение притязаний. Анализ влияния нейродинамических свойств на уровень притязаний обнаруживает следующую картину: индивиды с сильной нервной системой (относительно возбуждения) обладают высоким и адекватным или завышенным уровнем притязаний, испытуемые со слабой нервной системой проявляют склонность к занижению притязаний. В условиях стресса названное различие выступает особенно отчетливо. При усилении мотивации люди со слабой нервной системой целеполагают на уровне наличных достижений, избегая риска; притязания лиц с сильной нервной системой по мере возрастания мотивации следуют неуклонному подъему. Прослеживается соотношение уровня притязаний и характеристик интеллекта(1). Как выясняется, чем выше интеллектуальные возможности (IQ по тесту Векслера), тем выше уровень притязаний и наоборот, чем выше уровень притязаний, тем выше IQ. Если первая закономерность кажется вполне очевидной, то вторая представляется справедливой лишь для частной выборки. При отдельных формах интеллектуального снижения нередко встречается неадекватно высокий уровень притязаний. Исследование притязаний в комплексе с интеллектуальными и волевыми качествами, а также анализ значения этого комплекса в школьном обучении обнаруживает высокие и стойкие к неудачам притязания у детей с лучшими показателями в развитии мышления и воли. Неуспех у таких учеников имеет следствием поиск причины ошибок и мобилизацию усилий. Школьники с худшими показателями интеллектуальных и волевых качеств дают низкий уровень притязаний, редко повышающийся при искусственно созданном успехе. Эти ученики утрачивают веру в свои силы. Только значительная помощь в организации мыслительной деятельности и обеспечение прочного успеха приводит к некоторому подъему уровня притязаний. Ученики с хорошими показателями мышления, но ослабленной волей, демонстрируют завышенное целеуказание и отсутствие склонности к последовательной работе в ситуации неуспеха.

Испытуемые, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, в то время как мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам. Аналогичные данные получил Шмальт, разделив группы испытуемых с помощью LM-решетки. Еще раньше Мак-Клелланд так объяснил результаты эксперимента с детьми из детского сада, предпочитавшими при бросании колец задачи средней степени трудности. Высокомотивированные (или мотивированные на успех) предпочитают рисковать расчетливо. Такая расчетливость ведет к суммарному успеху, поскольку не связана ни с незначимыми успехами при заниженных целях, ни с невероятными, случайными успехами при завышенных целях. Это объяснение требует еще серьезных уточнений, учитывающих особенности связанного с риском выбора и каузальную атрибуцию достигнутых результатов. В одном из первых объяснений предпочитаемого мотивированными на успех уровня притязаний перечислялись истоки этого предпочтения: “Достижение целей (от средних до умеренно высоких) более всего зависит от того, насколько задействована личность, от ее возможностей и менее связано с внешними обстоятельствами. Успех и неудача при такого рода целях оказываются почти равновероятными, т.е. предпочитается наиболее частый и неопределенный исход, максимально зависящий от собственных усилий человека”. Другой внешний критерий, по которому можно судить об особенностях, связанных с выбором действий, - это наблюдавшийся в большей степени у высокомотивированных и мотивированных на успех эффект Зейгарник. После серии задач с чередующейся информацией об успехах и неудачах испытуемые, мотивированные на достижение, переоценивали свои неудачи, а мотивированные на неудачу - свои успехи, что, очевидно, объясняется эффектом контраста ожиданий. Мак-Клелланд и Либерман выявили снижение порога узнавания слов, означающих успех, у людей с повышенной по сравнению со средней или заниженной Ach(4). 3. Методики диагностики уровня притязаний. Существует довольно много частных модификаций методики определения уровня притязаний, большинство из которых базируется на способе оценки притязаний, предложенном Ф.Хоппе. В авторском варианте эта техника строилась так: к началу эксперимента на столе был разложен материал для всех заданий, испытуемые могли их видеть и без труда переходить от одного действия к другому (перечень названных заданий приведен в Таблице). Основной эксперимент был разделен на 2 дня. В первый день давались задания 1, 2, 3, и 8, а во второй день - остальные. Эта последовательность соблюдалась, однако, не всегда, поскольку экспериментатор в большей степени руководствовался желаниями испытуемых. Инструкцию Ф.Хоппе формулировал следующим образом: “Я дам Вам разные задачи, которые Вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает Вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы Вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у Вас больше нет желания выполнять какое-либо задание или Вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом”. В процессе опыта экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку.

Они предлагаются испытуемому в соответствии с его полом. Данные сверяются с ключом и полученные баллы по каждому вопросу суммируются. Далее определяется сумма баллов, набранных испытуемым по всему опроснику, и на ее основе определяют, какая мотивация доминирует у испытуемого. Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху. Если сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи. Наконец, если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя. В проведенном исследовании все респонденты набрали баллы в диапазоне от 76 до 164, что свидетельствует о доминировании стремления избегать неудачи. Так как такие данные уже не подлежат традиционной обработке, то в дальнейшем я буду вести работу только с полученными числами (Приложение, таб.12). Список литературы: Бороздина “Исследование уровня притязаний” Москва, 1991. С.Л. Рубинштейн “Основы общей психологии” Питер, 1999. Р.С. Немов “Психология” Просвещение, 1995. Х. Хекхаузен “Мотивация и деятельность” 1965. С.Ю. Головин “Словарь практического психолога” Минск: Харвест, 1997. “Психологический словарь” под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова Москва: Педагогика-Пресс, 1999. Д.Я. Райгородский “Практическая психодиагностика” Самара: Бахрах, 1998 “Исследование мотивации достижения” РГПУ им. А.И. Герцена, 1992 Д.А. Леонтьев “Методика изучения ценностных ориентаций” “Практические занятия по психологии” под редакцией А.В. Петровского Е.В. Сидоренко “Методы математической обработки в психологии” изд. Социально-психологический центр, 1996 Д.А. Леонтьев “Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени” Журнал Психологическое обозрение №1, 1998 Н.В. Афанасьева “Диагностика мотивации достижения у школьников 9- 11 лет” Журнал Психологическое обозрение №1, 1998



Источник: www.referat.wwww4.com
Просмотров: 7848 | Добавил: onecalled | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0